ГОРЕ ОТ ПОРЯДОЧНОСТИ Сегодня (27 января / 9 февраля) воспоминается перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь (438 г.). Этот прославленный Святитель в отличие от философствующих Каппадокийцев – Василия Великого и Григория Богослова, вместе с которыми он входит в троицу «Вселенских (греч. экуменических) – учителей и святителей» (общая память 30 января / 12 февраля) – был в первую очередь моралист, посвятивший свою деятельность вопросам практической этики человеческого поведения. Выученик прославленного ритора Либания, Иоанн начал церковное служение диаконом, затем прославился своими проповедями как священник в Антиохии, бывшей тогда одним из культурных центров Восточной Римской империи, а в 398 году неожиданно для себя был избран главой (архиепископом) столичной Константинопольской Церкви. Блестящий проповедник и плохой политик, полагавшийся лишь на силу христианского обличения и назидания, Иоанн тут же приступает к реформам. Устраивая странно­приимные дома, он сокращает расходы на пышный быт столичного духовенства, подражающего богачам и помнить не желающего о благородной евангельской простоте. Всё это вызывает к нему ненависть клира, знати и царского двора. Руками ненавидевших Иоанна александрийцев, прибывших в столицу, наивный моралист был низложен на «Соборе под дубом» (403 г). В 404 году Иоанна ссылают Армению, а в 407 году – ещё дальше, в крепость Питиунт (Пицунду), на пути к которой он умирает близ местечка Команы. Там и был похоронен. По преданию, его последними словами было восклицание «Слава Богу за всё!» Особо ненавидели Иоанна архиепископы Александрийские Феофил и его племянник Кирилл, препятствовавшие посмертному оправданию Святителя. Первый называл Иоанна «сатаной, притворившимся ангелом света», второй, тоже участник «разбойничьего» собора, негодующе писал: "Если Иоанн – епископ, то почему тогда Иуда – не апостол?!" Лишь благодаря давлению православного Рима, всегда почитавшего Иоанна, его имя было внесено в константинопольские диптихи и состоялось торжественное перенесение его мощей в Константинополь. Оставив после себя многочисленные проповеди, ставящие его вровень с величайшими ораторами древности, Иоанн явил собой норму и образец христианского красноречия, и уже с VI века к нему стал прилагаться эпитет Хризостом (слав. «Златоустый»).